Ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу

Описание страницы: ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу от профессионалов для людей.

ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу

Правила ношения бороды

Вопрос:

Каков хукм (правило) относительно ношения бороды в нашем ханафитском мазхабе? Я слышал, что согласно нашему мазхабу, ношение бороды – это ваджиб (обязательное действие). Также мне говорили, что брить бороду нельзя, ее можно только подстригать. Объясните, пожалуйста, как правильно. Мурад

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Вопрос относительно длины бороды и возможности ее укорачивать был (и является) предметом больших дискуссий между учеными, особенно в арабском мире. Множество книг и статей было написано на эту тему.

После изучения вопроса я попытался осветить вопрос согласно ханафитскому мазхабу (ниже приводится результат моих исследований):

Ношение длинной бороды является Сунной, существует множество хадисов, где говорится об этом. Сподвижник Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

خالفوا المشركين: وفروا اللحى، وأحفوا الشوارب

Чтобы отличаться от многобожников, удлиняйте бороды и укорачивайте усы.

(Сахих аль-Бухари, хадис 5892)

От жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Айши передается хадис:

” عشر من الفطرة: قص الشارب، وإعفاء اللحية، والسواك، واستنشاق الماء، وقص الأظفار، وغسل البراجم، ونتف الإبط، وحلق العانة، وانتقاص الماء “

«Десять вещей к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой». (Сахих Муслим, хадис 261)

Из вышеприведенных хадисов ясно, что отпускать бороду и укорачивать усы является Сунной. Также передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имел большую бороду:

وكان كثير شعر اللحية

Он (саллаллаху алейхи ва саллям) имел большую бороду. (Сахих Муслим, хадис 2344)

Так что очевидно, что если человек отпустит бороду, он будет следовать Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако нужно отметить, что также согласно Сунне, человек должен выглядеть прилично и опрятно. Поэтому, если человек отращивает бороду, он должен следить, чтобы она была чистой и аккуратной. Передают от имама Малика (рахимахуллах), что когда он видел человека с длинной и неопрятной бородой, он указывал ему подстричь ее.

Все ученые единодушны в том, что человеку не разрешается полностью сбривать бороду, если нет какой-то реальной необходимости. К примеру, медицинских показаний или опасения перед преследованием.

Относительно того, какой минимальной длины должна быть борода, некоторые ученые сказали, что человек может отпускать бороду до той длины, до какой она может вырасти естественным образом. Также ученые-ханафиты говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека (чтобы ее можно было сжать в кулаке). Это также подтверждается практикой сподвижников, в частности, Ибн Умара (да будет доволен им Аллах).

Хайтам сообщает, что Ибн Умар укорачивал бороду, пока он не достигала размера его кулака (Китабуль Асар имама Абу Юсуфа, с. 234)

عن الهيثم عن ابن عمر رضي الله عنه أنه كان يقبض على لحيته فيأخذ منها ما جاوز القبضة

Имам Мухаммад (рахимахуллах) комментирует это сообщение так:

وبه نأخذ وهو قول أبي حنيفة رحمه الله

Мы считаем, что это мнение является мнением имама Абу Ханифы.

(Китабуль Асар имама Мухаммада)

Следовательно, согласно оригинальным ханафитским источникам, рекомендуемая длина бороды равняется размеру кулака. Ученые-ханафиты выбрали такое мнение из-за того, что это было практикой Ибн Умара, который, как известно, очень строго придерживался Сунны.

Однако если человеку угрожают какие-то неприятности из-за ношения бороды, он не попадет в грех, если подстрижет бороду короче, чем длина кулака. Единственно, нужно стараться избегать того, чтобы полностью сбривать бороду.

Примечание: Если по каким-то причинам естественного порядка у человека вообще не растет борода, на нем не будет греха из-за этого. Инша Аллах, он получит награду за то, что он имел намерение следовать Сунне, даже при том, что он не сумел отрастить бороду.

А Аллах знает лучше.

Вассалям.

Оригинал ответа.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Именем Господа Единого, Милостивого ко всем и Милосердного только для муслимов в День Суда! Хукм о бороде является самым волнующим вопросом на сегодня. Не секрет, что на этот повод очень большое количество споров. И споры эти, как обычно, разводятся именно джахилями, которые возомнили себя толибуль ъильм.

Вопрос бороды часто поднимается именно среди гладковыбритых муслимов, которые утверждают, что «борода – это одна из Сунн, и что не стоит постоянно останавливаться на таких мелочных вещах». И на самом деле, альхамдулиллях, борода – это сунна пророка (алейхи соляту уа ссалям), однако в исламском фикхе есть большое отличие среди обязательных и желательных сунн.

Великий имам одного из мазхабов Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) подразделил Сунну Посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, на следующие важные деления:

  1. Сунна мандуба (мустахабба, желательная);
  2. Сунна ваджиба (обязательная).

Совершение первой Сунны считается желательным, а нарушение ее– разрешенным (мубах). Случаи Сунны мандуба – войти в Дом Аллаха с правой ноги, почистить зубы после совершения очищения и т.п. И кто будет соблюдать их, будет вдобавок награжден Аллахом, а кто отложит, не будет на нем никакого греха.

А что же насчет второй Сунны (ваджиба), то обязательность её совершения находится на абсолютно всех муслимах ахлю-Сунна уаль джамаа. Ваджибаты – это, именно, то деление Сунны, касательно которой есть хадисы, несущие в себе устрашение от Аллаха для тех, кто относится к ней пренебрежительно, либо повелительные приказы (запрещения) Пророка (алейхи соляту уа ссалям). Муслим, сознательно оставляющий Сунну ваджибат, есть грешник, так как Аллах сказал:

«Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).

И кто не любит какую-нибудь часть Пречистой Сунны Посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, вышел из религии Аллаха и будет неверным даже, если он будет выполнять это (к примеру, чтобы не отличаться между муслимами). Нелюбовь к Сунне вызвана лишь двумя аспектами: неприязнью к Пророку (алейхи соляту уа ссалям) либо неприязнью к его сахабам (как у крайних шиитов); и оба этих явления есть большое неверие.

Вышел из религии Аллаха и тот, который утверждает, что существует такое законодательство или норма традиций и обычаев, гораздо истинные, чем закон Всевышнего. И Всевышний строго предупреждает тех, кто смеется над Кораном и Путем Его Посланника, алейхи соляту уа ссалям; Всевышний Аллах, Субханаху уа Тааля, в Коране сказал:

«Не над Аллахом ли, Его аятами и Его Посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы впали в неверие, после того как уверовали»
(Коран, 9:65-66).

К этому касаются и всякого рода усмешки о Пречистой Сунной Пророка (алейхи соляту уа ссалям), также и борода («вахабит», «радикал», «басурман», «бородач», «короткошерт», «душман», «басмач» и т.д.).

Ну а сейчас перейдем, собственно, к вопросу.

ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу

Хукм о бороде

В 22 суре Корана «Хадж» говорится:

«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).

Великий сахаб Пророка, алейхи соляту уа ссалям, Абдуллах ибн Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сообщил, что под выражением«устранением неопрятности» Всевышний Господь подразумевает сбривание головы, остригание ногтей, укорочение бороды и усов к завершению хаджа. Такие же слова приведены и от Ибн Джубайра, Мухаммада ибн Кя’ба и большинства других, о чём пишет имам Мухаммад бин Джарир ат-Табари, рахимахуллах, в собственном толковании Корана.
(т. 10, стр. 149-150).

От Абдуллаха ибн Умара, да будет Господь доволен ими обоими, сообщается, что Пророк (алейхи соляту уа ссалям) повелел каждому мужчине из его общины оставлять бороду и укорачивать усы. Хадис приводится в сборниках шейха аль-Бухари («аль-Джами’у-с-сахих», № 5893), Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и остальных мухаддисов. Согласно другому варианту хадиса, передаваемом имамами аль-Бухари и Муслимом, Пророк Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, говорил:

  • «Не будьте похожими на язычников, отращивайте бороды и укорачивайте усы!»
    Относительно внешности Пророка (алейхи соляту уа ссалям) скажем, что в момент его переселения сподвижник Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах доволен им, сказал:
  • «Я увидел Пророка (алейхи соляту уа ссалям) с большой бородой».

Другие хадисы о том, что Посланник Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, якобы укорачивал или брил бороду, представляют из себя слабые (даиф) или придуманные (вымышленные) (мауду) хадисы, и никто из факихов не имеет права брать их во внимание в собственном иджтихаде (выводе исламских постановлений).

На случай если заглянуть в Сунну сахабов Посланника Аллаха (алейхи соляту уа ссалям), то сообщается, что Абдуллах ибн Умар, выполняя хадж или умру (малое паломничество), брал бороду в кулак от подбородка и подстригал всё, что было ниже данного кулака. Джабир ибн Абдилля, да будет Аллах доволен им, говорил:

«Мы постоянно отпускали бороды, исключая период хаджа и умры» (хадис от имама Абу Дауда, рахимахуллах).

И никто не сможет найти ни одного правдивого риваята о том, чтобы кто-либо из сподвижников посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, сбривал или укорачивал бороду (к сведению, от неверных и нововведенцев хадисы не берутся во внимание). Наоборот, много есть достоверных хадисов, которые говорят нам, как их длинные бороды становились влажными от слёз, текущих с их глаз. Вдобавок сообщается, что в тот момент, когда Кайс ибн Са’д (сын Са’да ибн Убады) дорос до полового развития и сподвижники узнали, что у него не появляется борода, они промолвили:

«Наш Кайс – хороший человек, если бы не один недостаток: у него нет бороды. Если бы мы знали, что борода продаётся где-то за дирхамы, то сложились бы для того, чтобы купить ему бороду!»

Таби’уны (второе поколение муслимов, следующих за сахабами) тоже подстригали немного свои бороды лишь к завершению хаджа или умры; они укорачивали их, взяв в кулак, далилем на это приходится вышеприведенный нами хадис Абдуллаха ибн Умара, да будет Аллах доволен ими обоими. Так же нужно добавить, что Абдуллах ибн Умар являлся из тех самых учеников Посланника Аллаха (алейхи соляту уа ссалям), подражавшим его действиям в буквальном смысле слова во всяком поступке, чтобы он не совершал. Так, к примеру, Абдуллах ибн Умар, радиаллаху анху, разузнал, что возле Медины растет дерево, под тенью которого Пророк, алейхи соляту уа ссалям, прохлаждался, и он (Абдуллах ибн Умар) ежедневно посещал это дерево, чтобы полить его водой, дабы оно не высохло.

Вдобавок скажем, что фундаментом разделения хадисов Посланника Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) на Сунна мандуба (желательное) и Сунна ваджибат (обязательное) представляет из себя именно его призыв к нам выполнять тот или иной поступок. Так, к примеру, относительно окрашивания в цвет бороды Посланник Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, сказал:

«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам».
(Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).

А в отношении отращивания бороды Посланник Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) повелел своей общине это утвердительным образом. Вот почему праведные предшественники (ас-саляфу ас-солих) единогласным мнением говорили про бороду одним из ваджибатов. А праведный имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, отнёс сбривание бороды в категорию больших ослушаний Аллаха (иснад «аль-Кябаир»).

Воззрения кибар уляма ахлю-с-Сунна уаль джамаа в теме укорачивания бороды разветвились: некоторая часть из их числа воспрещает совершать это и в период хаджа. Эти уляма аргументируют свою точку зрения тем, что нет правдивого хадиса о подстригании бороды Посланником Аллаха (алейхи соляту уа ссалям), а что касается поступка Ибн Умара и остальных сахабов, то у них свой иджтихад, и в нем они сделали ошибку. Но многие учёные советуют подстригать бороду в завершении хаджа или умры, однако не дают данному действию статус ваджибат.

Густая борода и коротенькие (или же их нет) усы – основное, что выделяло лица сахабов и таби’унов от обликов ахлюль Китаб, мушриков, безбожников и отколовшихся муслимов. Особо ошибаются те, кто утверждает, что борода – это доисламский обычай жителей Аравии, потому что Посланник Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) собрал в их мировоззрении только те обычаи и устои, не выходящие за границы Закона Аллаха. Несомненно, Абу Джахль (враг Аллаха, родственник Умара ибн аль Хаттаба, да будет Аллах доволен им) и Абу Ляхаб (проклятый дядя посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, в суре «Масад, Пальмовые волокна») имели бороды, однако они не укорачивали усы, так же, как и не преклонялись пред Всевышним Господом!

ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу

Конечно, есть особенные обстоятельства, в которых муслимам разрешено укорачивать бороды (в частности, при ношении респираторов, специальных масок врачей), однако – это лишь с одобрения ученых, постановляющих хукмы для любой особой ситуации. Горе муслимов сегодняшних времен – в том, что они разрешают для себя и остальных многие харамные, порицаемые (макрух) или сомнительные дела (как и запрещают халяльное), не спрашивая об этом у обладателей религиозных знаний. Так, один, пробыв в окружении неверных, полагает разрешенным сбривание бороды, второй – поедание сала, крови и мертвечины, третий же – ношение амулетов и одежды, не закрывающей аурат и т.п.

Заканчивая эту статью, хотелось бы привести слова четырёх больших имамов (основоположников мазхабов) и их верных последователей по теме бороды. Заметим попутно, что сегодня муслимы могут именовать себя ханафитами, маликитами, шафи’итами или ханбалитами, пренебрежительно относясь к более чем половине хукмов собственного мазхаба (неверный Карл Маркс однажды говорил о нескольких коммунистах его времени: если они – марксисты, то я не марксист).

Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, один из учеников имама Абу Ханифы, да помилует Аллах его, сказал:

«Каждый раз, когда Абу Ханифа совершал хадж, он сбривал бороду, взяв её в кулак, после чего он подстригал усы. И поэтому мы используем такой же способ в период хаджа».

Само же сбривание бороды имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, внёс в категорию «макрух тахрими» (нежелательные поступки, близкие к хараму). Один из больших ханафитских улемов Ибн Абидин, да смилуется над ним Аллах, говорил по этому вопросу:

«Что касается подстригания бороды короче, чем до уровня сжатого кулака, то это – поступок некоторых марокканцев и гермафродитов из числа мужчин, и он не дозволяется никому».

Имам Малик ибн Анас, да помилует Аллах его, пишет:

«От Абдуллаха ибн Умара сообщается, что Посланник Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) повелел держать бороды и укорачивать усы», целиком разделив мнение Абу Ханифы в том, что укорачивать бороду разрешено только лишь паломнику и только до уровня сжатого кулака. Маликитский имам аль-Хаттаб аль-Малики, да смилуется над ним Аллах воспрещал как сбривание бороды, так и сбривание усов (по его воззрению, усы разрешено лишь подстригать).

Имамы аш-Шафи’и и Ахмад, да помилует Аллах их, также держали бороды и повелевали это своим ученикам (притом имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, возвысил бороду на уровень фарда (обязательное)). Шейхуль-ислам ибн Теймия сопоставил сбривание бороды с тем, что женщина станет налысо сбривать голову, потому что борода является «фитра таби’ийя» (природным внешним свойством). Мужчина с гладковыбритым подбородком уподобляется женщине с лысой головой, о которых пророк (алейхи соляту уа ссалям) говорил (хадис от Абдуллаха ибн Аббаса, переданный имамом аль-Бухари):

«Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».

Вся хвала Единому Господу миров.

Ответ: Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Каждый имам из четырех исламских правовых школ соглашается с тем, что, согласно Сунне, у мужчин должна быть борода достаточной длины. Нет оснований заявлять о необходимости ее укорачивания из-за длинных бород ваххабитов. Любой, кто заявляет об этом, просто не разбирается в исламском праве. Нужно отметить, что если человек укоротил бороду из-за риска преследования его или его семьи, то такой поступок можно понять. Но укорачивать бороду или рекомендовать это делать только ради отличия от другой группы людей – это результат полного непонимания исламского права.

Если говорить о шафиитской точке зрения, то далее мы приводим ответ шейха Таха Карана (да хранит его Аллах) из Мусульманского судебного комитета г. Кейптаун (ЮАР), известного корифея и высококвалифицированного специалиста по шафиитскому праву:

«Каждый из четырех мазхабов говорит, что наличие у мужчин бороды является хорошим и образцовым поступком. Ни один из мазхабов не говорит, будто борода нежелательна. Ни один из них не поощряет ее сбривание. Все они с неодобрением относятся к укорачиванию и сбриванию бороды. Единственное отличие между мазхабами – степень осуждения за сбривание бороды.

Именно в этом моменте и имеется некоторое послабление со стороны преобладающего («раджих») мнения шафиитского мазхаба по сравнению с другими правовыми школами. Если другие мазхабы, а также менее веское («марджух») мнение шафиитского мазхаба считают удаление бороды запретным действием и грехом, то раджих-мнение шафиитов говорит лишь о порицаемости («карахат») такого поступка. То есть, согласно данному мнению, этот поступок не одобряется и порицается, но не настолько, чтобы он был приравнен к греху.

Вы правы, говоря, что борода – это символ ислама. Но не о каждом символе мы можем сказать, что соблюдать его строго необходимо («ваджиб»), а отказываться от него категорически нельзя. В качестве примера можем привести ношение мужчинами головного убора. И еще один момент: не каждый символ ислама требует его введения через угрозу греха. Вместо этого нужно создавать любовь к Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы люди охотно и с любовью соблюдали не только сунну бороды, но и другие сунны, касающиеся как внешности, так и характера.

С огромным уважением относясь к сунне бороды, не следует совсем уж зацикливаться на этом, когда речь заходит о других людях. То есть не следует при этом забывать о тех хороших качествах, которые есть у людей, пренебрегающих ею, и тех не очень хороших качествах, которыми обладают некоторые из соблюдающих ее мусульман. Нужно помнить, что задача теологов и исламского кодекса в целом – отнюдь не только в том, чтобы у людей была борода. Если специалисты исламского права разошлись во мнениях относительно степени осуждения несоблюдения сунны бороды, то, как мне кажется, людям, следующим мнению с послаблением, нужно позволить следовать этому мнению.

Но при этом можно обратить их внимание на то, что ошибочно полагать, будто тот или иной мазхаб безразлично относится к вопросу о бороде. Нигде и ни в каких мнениях нет безразличного отношения к данному вопросу. Шафиитский мазхаб не говорит: «Сбривайте бороду» или «Борода не нужна». Наоборот, он говорит, что борода – это великая сунна, и ее соблюдение чрезвычайно полезно, а сбривание – явно не по душе пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому отказ от соблюдения данной сунны – это отвратительный поступок, чуть-чуть не дотягивающий до греха. Если кто-то придерживается данного мнения шафиитского мазхаба и решает удалить свою бороду, он должен понимать, что у него есть все причины, пусть и не связанные с грехом, чувствовать себя виноватым».

А Аллах знает лучше.

Уассалам.
 

Муфтий Сухайл Тармахомед Центр выдачи фетв (Сиэтл, США)

Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q564

Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем: 

Сегодня выполнение человеком сунны Посланника Аллаха (благословит Его Аллах и приветствует), а в частности ношение бороды и подкорачивание брюк для многих людей является признаком Вахабизма. Самое удивительное, что такие слова можно услышать не от простых людей, которые не разбираются в Исламе, а от имамов мечетей, которые изучали ханафитский мазхаб в медресе. По причине этого многие мусульмане не знают истинного положения бороды и ношение одежды ниже щиколоток мужчинами в ханафитском мазхабе. По этой причине я счел, необходим немного разъяснить, с позволения Аллаха, суть этого вопроса, дабы исправить неправильные взгляды.

Прежде всего, необходимо знать какие хукмы существуют в ханафитском мазхабе, во всех мазхабах, кроме ханафитского существует пять хукмов: Уаджиб/Фарз (обязательно, а за оставление человек берет грех), Мустахаб (желательно), Мубах (дозволено), Макрух (порицаемо) и Харам (запрещено, за совершение харама, человек берет грех). В то время как в ханафитском мазхабе сущесвует семь хукмов: Фарз, Уаджиб, Мустахаб, Мубах, Макрух танзихан, Макрух тахриман и Харам.

Главные отличия: 

Фарз и Уаджиб в ханафитском мазхабе отличаются друг от друга, Фарз это обязательное выполнение, а Уаджиб обязательное, но не в крайней форме как Фарз.

И так же в ханафитском мазахбе есть деление Макруха на Танзихан и Тахриман. Макрух Танзихан ближе к Мубаху, то есть соответствует обычному макруху как в других мазхабах, а Макрух Тахриман очень близок к Хараму и человек берет за него грех, но этот грех меньше чем за совершение Харама.

Хукм бороды 

Что касается бороды, то по ханафитскому мазхабу отпускать бороду является уаджиб, то есть брить её это макрух тахриман, и это иджма ученых ханафитов, то есть мужчина берет грех за бритье бороды.

Мухаммад ибн Хасан сказал: «Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой).» Мухаммад сказал: «Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы»»” (См. «Аль Асаар» 900)

Ибн Аль Абидин сказал: «Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал» (См. “Аль Хашия” 2/417) А так же он сказал: «Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)»

Хукм о ношение одежды ниже щиколоток мужчинам Ханафитские ученые разошлись во мнениях, одни ученые считают ношением одежды ниже щиколоток макрухом танзихан, а другие макрухом тахриман, однако в любом случае это как минимум является нежелательным действием.

Мнение о том, что ношение одежды ниже щиколоток является Макрухом Тахриман

Муфтий Сухайл Тармахомед: «Согласно мнению большинства мухаддисов и факихов, запрет для мужчин на брюки, опускающиеся ниже щиколоток, действует всегда, независимо от того, делается ли это из чванливости или нет, во время намаза или вне его…

И в заключение необходимо отметить, что мужчинам недозволенно волочить брюки ниже щиколоток, даже если это сделано без гордыни или чванливости.» (Джамиат-уль Уляма, Дар уль-Ифта)

Ашраф Али Танави: «Более того, это упоминается во втором хадисе в начале этой статьи то, что щиколотки являются нижним лимитом. Условие высокомерия не было упомянуто в этом хадисе, наоборот слова Пророка (благословит Его Аллах и приветствует) являются безоговорочными, что доказывает то, что будь то это вместе с гордыней или без неё, ношение одежды ниже щиколоток запрещено в любых формах.

Да, если ношение одежды ниже щиколоток делается с гордыней, наличие другого греха как высокомерия сделают этот грех еще хуже, это уже отдельный вопрос. Без высокомерия только один грех останется. Нету возможности того, что это разрешено. Если кто-то хочет сказать, что мы рассматриваем мутляк передачу, так же как и мукаяд, ответ на это то, что этот вопрос был установлен в основах ханафитского фикха, с доводом что мутляк остается неограниченым в его применении. В общих словах, нету возможности на разреженность этого.» (см. «Ислях Ар-Русум» 8/1/28-30)

Мнение о том, что ношение одежды ниже щиколоток является Макухом Танзихан

Муфтий Таки Усмани: «Эти слова хадиса используются как довод на то, что те, кто полагают, что ношение одежды ниже щиколоток является только макрухом, макрухом тахриман, когда это делается вместе с высокомерием. Когда же это делается без высокомерия, то это не является макрухом тахриман, а является макрухом танзихан. Это мнение, которое предпочли Ан-Навави, Аль Айни, Ибн Аль Малик и Али Аль Кори» (См. «Такмилату Фатх Аль Мульхим» 4/105-108)

Из Фатава Аль Хиндия: 

“Необходимо чтобы изар был выше двух лодыжек выше половины голени и это то, что касается мужчин. Что касается женщин, они должны опустить свою одежду ниже одежды мужчины, для того чтобы прикрыть верхнюю часть ноги (голеностопа). Если мужчина не опускает одежду ниже щиколоток из-за высокомерия это является макрухом танзихан.” (См. “Фатава Аль Хиндия” 5/333)

Абу Бакр Аргыни 

ВСЕ НОВОСТИ

Вопрос: Каков хукм относительно сбривания бороды? Является ли это карахаат-тахрим, если совершить три раза?

Ответ: Несомненно, борода является важной сунной, и в это мучёные единогласны. Однако есть разногласия относительно того, является ли борода ваджибом – обязательным атрибутом внешности мусульманина, то есть запрещено ли её сбривать. По мазхабу Имамов Ахмада и Малика сбривание бороды запретно (соответственно это считается грехом), по мазхабу Имама Абу Ханифы это карахаат-тахрим (порицаемое, близкое к запрету деяние).

В Шафиитском мазхабе сбривать бороду не запрещено, однако порицаемо – макрух (действие, за несовершение которого есть награда, а за совершение не засчитывается грех).

Курамухаммад-хаджи Рамазанов (да смилуется над ним Аллах) в книге «Заблуждение ваххабизма в шариатских вопросах» пишет: «Полностью сбривать бороду лезвием по мазхабу имама Ахмада и имама Малика является запретным. По мазхабу Абу Ханифы–карахаат-тахрим (нежелательное действие, близкое к запретному; если совершить карахаат-тахрим три раза, то это будет равносильно одному малому греху). По мазхабу Шафии бриться нежелательно, но не запретно. О нежелательности этого также говорит известный в мире алим Имам Ан-Навави». («Аль-фикх аль-Ислами ваадиллятуху», том 4, стр. 2659; Вахба аз-Зухайли (да смилуется над ним Аллах)).

Примечание: Во всяком случае, крайне желательно следовать сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а борода – это очень важная сунна, которой уделяется огромное внимание в Исламе.

Вопрос: Если один из родителей не разрешает делать намаз, засчитается ли грех тому, кто хочет его сделать?

Ответ: Если родители, не ведая, что пятикратный намаз является обязанностью каждого мусульманина, запрещают совершать намаз своему совершеннолетнему сыну или дочери, то это является грехом. Если же родители знают, что пятикратный намаз – это обязанность каждого мусульманина, но зная это, запрещают своим детям совершать намаз, то это приводит их к вероотступничеству, да убережёт нас Аллах.

Естественно, не стоит сразу же занимать враждебную позицию и вступать в конфронтацию с родителями, огрызаться и т. п. – этого делать нельзя. Вместо этого на деле покажите своё доброе отношение к ним, расскажите, как Ислам предписывает относиться к родителям, относитесь к ним по-доброму, дайте понять, что этому вас учит ваша вера, религия. Поэтому, если родители не дают вам совершать намаз, то не конфликтуйте с ним и всячески старайтесь добиться их расположения мягкими назиданиями и наставлениями, проявляя примерное поведение и т.п.

Ни в коем случае не пропускайте намаз. Если невозможно совершить намаз при родителях, удалитесь в другую комнату или идите в мечеть, то есть старайтесь делать свои намазы скрытно от родителей во избежание конфликта. Ислам не даёт права мусульманину/мусульманке оставлять предписания, кто бы этому ни противился, в том числе и родители. Поэтому запрет родителей не освобождает от совершения намаза, и за отказ от него, соответственно, засчитывается грех, ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет подчинения созданию, если тем самым ослушиваешься Создателя» (Джамиуль-ахадис, № 17171).

Вопрос: Нужно ли делать два суджуд асахви (земные поклоны, совершаемые для того, чтобы компенсировать упущения от забвения в молитве), если имам ханафит на утренний намаз не читает махдину?

Ответ: Мы знаем, что по мазхабу Имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) чтение молитвы «кунут» в утренней молитве является настоятельной сунной. Если Шафиит последовал в утреней молитве за Ханафитом, который не прочитал молитву «кунут» (махдина), для шафиита желательно совершить два земных поклона (саджда) перед салямом. («Фатх аль-Алям» 2/246)

Вопрос: Можно ли выйти замуж без опекуна?

Ответ: Абсолютное большинство учёных (джумхур) утверждают, что женщину обязан выдать замуж опекун, если женщина вышла замуж без опекуна, то брак недействителен, ибо в хадисе сказано:

لَا نِكَاحَ إِلَّا بِوَلِيٍّ

«Нет брака (недействителен), кроме как с опекуном» (Абу Давуд, ат-Тирмизий). Данного мнения придерживаются Маликиты, Шафииты, Ханбалиты и некоторые Ханафиты (Абу Юсуф ученик имама Аба Ханифы).

Если же имеется опекун, который соответствует условиям никаха, но он отсутствует, то есть уехал куда-то (на расстояние Сафара) и не может присутствовать на бракосочетании, то девушку выдает Имам данной местности, потому как в хадисе сказано:

«Правитель является опекуном той, у которой нет опекуна». (Абу Давуд)

Под словом «правитель» подразумевается имам или кадий (шариатский судья). («Хашия Иаанатат-талибин» 3/571).

На вопросы ответил​ Шамиль Мусаев

Хадисы о ношении бороды

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Подстригайте усы и отпускайте бороды”». См. также хадис № 5892. Этот хадис передали аль-Бухари 5893 и Муслим 259. 

_________________________________________

Учёные разошлись касательно желательной Сунны относительно усов, и у них два мнения:
Первое мнение состоит в том, что Сунна является сбривать их полностью. Это мнение ханафитов и ханбалитов. Они приводят в доказательство внешний смысл слов пророка (салляЛлаху ‘аляйхи па саллям) касательно этой темы. Из их числа хадис: «Удаляйте (ахфу, анхаку, джуззу) усы». аль-Бухари 5892, 5893, Муслим 259, 260.
Ат-Тахави сказал в «Шарх Ма’ани аль-асар» (4/230): «Бритье лучше, чем укорачивание. Это мнение Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани».
Ибн ‘Абидин передал в «Радд аль-Мухтар» 2/550, что поздние учёные (ханафитского мазхаба) предпочитали укорачивание, и сказал: «Мазхаб некоторых поздних учёных среди наших шейхов в том, что усы должны укорачиваться». Сказано в книге «аль-Бада’и»: «Это правильное мнение».
Второе мнение состоит в том, что Сунна – укорачивать усы, и что бритьё нежелательно. Это мнение маликитов и шафи’итов. Имам Малик (рахимахуЛлах) был очень строг касательно этого.
В качестве доказательства они приводили следующие сообщения:
Передано от Абу Хурайры (радыйаЛлаху ‘анху), что он слышал, как пророк (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) сказал: «Фитра (естество) состоит в пяти вещах: обрезание, бритьё лобка, укорачивание усов, подстригание ногтей и выщипывание волос подмышками». аль-Бухари 5891, Муслим 257. 
Передано, что аль-Мугъира ибн Шу’ба (радыйаЛлаху ‘анху) сказал: «У меня были длинные усы и пророк (салляЛлаху ‘аляйхи па саллям) подстриг их мне, по уровню сивака». Абу Дауд 188. Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Аби Дауд».
Аль-Байхакъи передал в «Сунан аль-Кубра» 1/151, что ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абдаллах аль-Увайси сказал: «Малик ибн Анас упоминал, что некоторые люди бреют их усы, и он сказал: “Тот, кто это делает должен быть побит. Хадис пророка (салляЛлаху ‘аляйхи па саллям) об усах не говорит о бритье, они должны быть укорочены так, чтобы край губ и рот были видны”. Также Малик ибн Анас сказал: “Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей”». Конец цитаты.
‘Абуль-Валид аль-Баджи сказал в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муватта» (7/266): «Ибн ‘Абдуль-Хакам передал от Малика: “Укорачивание усов не значит их сбривание. Я считаю, что того, кто бреет усы, следует порицать”».
Ашхаб передал от Малика, что он сказал: «Бритьё усов – бид’а!»
Малик (рахимахуЛлах) сказал: «Было передано от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (радыйаЛлаху ‘анху), что когда он был расстроен чем-то, то наматывал свои усы. Если бы они были сбриты полностью, то ему было бы нечего наматывать». См. «ат-Тамхид» 21/62-68.
Ан-Навави (рахимахуЛлах) сказал в «аль-Маджму’» (1/340-341): «Границы в укорачивании усов заключается в том, чтобы они были срезаны так, чтобы край губы был виден, но они не должны быть сбриты полностью. Это наш мазхаб».
В книге «Нихая аль-Мухтадж» 8/148 ар-Рамли, который был одним из шафи’итских имамов, сказано: «Нежелательно (макрух) брить усы».
И это мнение также передается от группы из числа саляфов:
Аль-Байхакъи передал в «Сунан аль-Кубра» (1/151), что Шурахбиль ибн Муслим аль-Хауляни сказал: «Я видел пять сподвижников посланника Аллаха (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям), которые укорачивали свои усы, отращивали бороды и красили их шафраном: Абу Умама аль-Бахили, ‘Абдуллах ибн Буср, ‘Утба ибн ‘Абд ас-Сулями, аль-Хаджжадж ибн ‘Амир ас-Сумали и Микъдам ибн Ма’дикариб аль-Кинди. Они укорачивали свои усы до края губ». Шейх аль-Албани назвал сообщение хорошим в «Адабу-з-Зифаф».
Они отвечали на доказательства, приводимые в пользу первого мнения, двумя вариантами:
1. Что смысл слова «удаления» – это срезание края волос, которые растут над губой, а не в полном сбривании, основываясь на доказательствах в сообщениях, где упоминается только укорачивание.
‘Абуль-Валид аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муватта» (7/266) сказал: «Ибн аль-Къасим передал от Малика, что толкование хадиса пророка (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) об укорачивании усов состоит в том, что они должны быть срезаны настолько, что должны быть видны красная часть губ и края рта».
Ан-Навави (рахимахуЛлах) сказал: «Сообщения об укорачивании усов понимаются нами в значении срезания их до края губ, а не в полном сбривании». См. «аль-Маджму’» 1/340.
2. Укорачивание чего-то не значит полное удаление, это значит удаление части этого, как это сказал ‘Абуль-Валид аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муваттаъ» (7/266).
Более правильное мнение, ваЛлаху а’лям, второе, которое состоит в том, что Сунна – это укорачивание усов, а не их бритьё.
Шейх Ибн ‘Усаймин (рахимахуЛлах) в «Маджму’ аль-фатава» (11/Баб ас-сивак ва Сунна аль-фитра / вопрос номер 54) сказал: «Лучше всего укорачивать усы, как это пришло в Сунне. А что касается их сбривания, то это не Сунна. Аналогия, проведённая некоторыми, что предписано сбривать усы так же, как брить голову во время Хаджжа – это аналогия, которая противоречит тексту (Сунны). Поэтому эта аналогия не годится и не принимается в расчёт. Поэтому Малик касательно сбривания усов говорил: «Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей, но мы не должны отворачиваться от упомянутого в Сунне, потому что следование – это руководство, справедливость, счастье и успех».
Членов постоянного комитета по изданию фетв спросили:
«В ряде хадисов сказано: «Укорачивайте усы». Отличается ли бритьё от укорачивания? Некоторые люди укорачивают часть усов, которая ближе к верхней губе и оставляют остальные волосы усов, таким образом, они срезают почти половину усов и не трогают остальное. Так следует поступать? Или укорачивание усов, значит их полное сбривание? Пожалуйста, посоветуйте способ, которым усы должны быть укорочены».
Ответ:
«Достоверные хадисы Посланника Аллаха (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) указывают, что предписано укорачивание усов. К примеру, Пророк (солляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, чтобы отличаться от многобожников». аль-Бухари и Муслим. И он сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, чтобы отличаться от огнепоклонников». И в некоторых версиях сказано: «Укорачивайте усы». Укорачивание значит срезание очень короткой части. В соответствии с Сунной тот, кто срезает усы чуть-чуть, так что видна верхняя губа или же укорачивает, то нет в этом проблем, потому что хадисы упоминают два положения, но недопустимо отпускать края усов, так же как и укорачивать или срезать их полностью».

Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз,

шейх ‘Абду-р-Раззакъ аль-‘Афифи,

шейх ‘Абдуллах аль-Къу’уд. См. «Фатава аль-Ляджна ад-Даима» (5/149).
Однако ат-Табари и Къады аль-‘Ийад сказали, что оба вида допустимы: и сбривание, и укорачивание. И это же мнение выбрал хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (10/347).
См. также «Мавсу’атуль-фикъхия» (25/320).

Источник: http://www.islamqa.com/ar/ref/103623

Имеется в виду,  что  следует  укорачивать  волосы,  чтобы они не закрывали верхнюю губу.

Сообщается, что когда гонцы Кисры – правителя Персов, вошли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), они были побритыми и усатыми. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не желал смотреть на них и отвернувшись сказал:

«Горе вам! Кто повелевает вам делать так?!» Они ответили: “Так повелевает нам наш господин – Кисра!” На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однако мой Господь повелел мне отращивать бороду и стричь усы!»» 
Этот хадис приводят ат-Табари в “Тарих ар-русуль валь-мулюк” (2/655-656), Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (1/258), и др.
Данный хадис имеет три пути, два из которых передаются в форме мурсаль. Один со слов Язида ибн Аби Хубайба, а второй от Убайдуллаха ибн Абдуллаха, которые не застали пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако иснады этих обоих мурсалей являются достоверными, как сказал шейх аль-Албани.
Третий путь хадиса приводит имам Ибн Бушран в “аль-Амали” с непрерывным иснадом от Абу Хурайры, однако этот путь является недостоверным по причине передатчика ‘Исмы ибн Са’ида.
Шейх аль-Албани усилив по причине трех упомянутых путей данный хадис, назвал его хорошим в “Та’ликъ ‘аля Фикъх ас-сира” (389) и “Дифа’ ‘ан аль-хадис ан-набави” (50).

_________________________________

Сказал имам ан-Навави: «Всё сказанное нами о том, что можно поцеловать и обнять вернувшегося товарища или подобного ему человека, тогда как в иных обстоятельствах делать это нежелательно, не касается красивых безбородых юношей. Целовать такого юношу запрещается всегда независимо от того, вернулся он откуда-либо или нет. Очевидно, что в подобных случаях объятия ничем не отличаются от поцелуев или близки к ним, и поэтому безразлично, являются ли целующий и целуемый праведными людьми, или нечестивцами, или же праведным является только один из них. МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО СМОТРЕТЬ НА БЕЗБОРОДОГО КРАСИВОГО ЮНОШУ ЗАПРЕТНО НЕ ТОЛЬКО ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СТРАСТИ И ЧТО, ВО ИЗБЕЖАНИЕ ИСКУШЕНИЙ, ВЗОРЫ НА БЕЗБОРОДЫХ ЮНОШЕЙ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ СТОЛЬ ЖЕ ЗАПРЕТНЫМИ, СКОЛЬ И ВЗОРЫ НА ПОСТОРОННИХ ЖЕНЩИН». См. «аль-Азкар аль-мунтахаба мин калям саййид аль-абрар».

То есть имам приравнивает запретность взора на безбородого юношу с запретностью взора на постороннюю женщину.

Также в другой своей книге имам ан-Навави говорит: «И хуже всего этого: это смотреть на запрещённое, как безбородый мужчина и др. Поистине, СМОТРЕТЬ НА КРАСИВОГО БЕЗБОРОДОГО МУЖЧИНУ БЕЗ НУЖДЫ — ЗАПРЕЩЕНО (ХАРАМ), БЕЗ РАЗНИЦЫ, СО СТРАСТЬЮ ЭТО ПРОИСХОДИТ ИЛИ НЕТ, в безопасности от искушения или нет. И это является верным избранным мазхабом у учёных, НАПИСАЛ О ЗАПРЕТЕ ЭТОГО ИМАМ АШ-ШАФИ’И, да помилует его Аллах, и учёные, число которых не пересчитать, да будет доволен ими Аллах, и доказательством этого является слова Всевышнего «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры…» (Нур, 30). И ЭТО ПОТОМУ, ЧТО ОН (БЕЗБОРОДЫЙ) В СМЫСЛЕ ЖЕНЩИНЫ. НАПРОТИВ, БЫВАЕТ ТАК, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ И ДАЖЕ БОЛЬШИНСТВО КРАСИВЕЕ, ЧЕМ БОЛЬШИНСТВО ЖЕНЩИН. И поэтому он становится из причин, которых нужно опасаться. И становятся доступными пути, ведущие ко злу с этим безбородым, что не происходит с женщиной, и поэтому ЗАПРЕТ СМОТРЕТЬ НА БЕЗБОРОДОГО БОЛЕЕ ДОСТОЙНЫЙ, ЧЕМ СМОТРЕТЬ НА ЖЕНЩИНУ». См. «ат-Тибйан фи адаб хамалят аль-Къуран» (стр. 73-74).

Ханафитский имам Ибн ‘Абидин сказал: “Что касается того, чтобы удалять её (бороду), которая меньше обхвата (ладонью), как это делают некоторые жители стран Магриба и ЖЕНОПОДОБНЫЕ МУЖЧИНЫ, то этого не дозволял никто (из учёных). А полное сбривание бороды – из числа деяний иудеев Индии и огнепоклонников из числа иностранцев”. См. “Радд аль-Мухтар” (2/418).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороду и подстригайте усы». Каждый раз, когда Ибн ‘Умар совершал хадж или ‘умру, он брал свою бороду в кулак и отрезал то, что выступало за кулак. 

Этот хадис передали аль-Бухари (5892) и Муслим (259).

Хадис достоверный.

________________________________________________

Вопрос: Относятся ли волосы на горле к бороде?
Шейх Ибн Баз, да проявит Аллах к нему Свою милость, ответил:
«Борода – это как сказал автор (словаря) «аль-Къамус», а так же автор (словаря) «аль-Лисан» и другие, что это то, что растет из волос на щеках и подбородке.»
ссылка на оригинал: http://www.binbaz.org.sa/mat/4282

Вопрос: Каковы границы бороды в шариате и относятся ли к бороде волосы, которые растут рядом с ушами вдоль до подбородка или нет? И каково положение того, кто ограничивает бороду одним подбородком, то есть, он сбривает волосы на щеках?
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да проявит к нему Аллах Свою милость, ответил:
«Борода – это волосы которые растут на щеках и на лице, однако у каждой части свое название. То что растет справа и слева называется аль-‘аридайн (العارضين), а то место, где эти стороны встречаются внизу – называется подбородком (الذقن). И все это входит в понятие бороды. Итак, борода включает в себя все, что растет на лице и никому не дозволено сбривать часть её, так как это противоречит тому, что приказал посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говоря: «Отличайтесь от многобожников и отпускайте бороды и укорачивайте усы». А также, его другие слова: «Отличайтесь от огнепоклонников, оставляйте бороды и укорачивайте усы».
И знай, что представилось некоторым людям, что является сунной подстригание того, что длиннее кулака, по причине того, действия Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, когда он совершал хадж, брал бороду в кулак и отрезал то, что выходило за его кулак. И даже дошло до того, что некоторые сказали, что борода которая длинее кулака является запретной, и нет сомнения, что это большая ошибка в понимании. Итак, для нас назидание в словах пророка, мир и благословения Аллаха ему и его семье». ссылка на оригинал http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_1296.shtml

Все имамы четырех мазхабов были единогласны, что брить бороду запрещается. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Брить бороду харам!», а имам Ибн Хазм и другие говорили, что в этом вопросе не было среди имамов разногласия и был иджма’. См. «Маратибуль-иджма’» и «Раддуль-мухтар» (2/116).

Шейх ‘Али аль-Халяби говорил, что можно укорачивать то, что за кулак, но не меньше кулака. Т.е. шейх его аль-Альбани считал, что больше чем с кулак нельзя отращивать. А Саудийские шейхи говорили что наоборот, с кулак нельзя отрезать, если только не во время Хаджа или Умры. А ‘Али аль-Халяби сказал, что можно с кулак отрезать в любое время, но что это не ваджиб. И этого же мнения придерживался имам Ахмад. См. «аль-Фуру’» (3/329).
Также из саляфов дозволял отрезать что больше кулака и Тавус, как это передает от него его сын, и не связывал это с Хаджем или ‘Умрой.
И довод на это то, что сподвижники и саляфы укорачивали бороду, и среди них Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, которые являются передатчиками хадиса: «Отпускайте бороду». И если бы этого нельзя было делать, то они не поступали бы так.
Ну а то, что все что свыше кулака убирать ваджиб, то это мнение было не только шейха аль-Албани, но также и ханафитов и этого мнения был имам ат-Табари. См. «‘Умдатуль-къари» (22/46).
Однако правильное мнение в том, что убрать выше того, что с кулак можно, но не ваджиб, так как поступки сподвижников не указывают на необходимость этого, но указывают на дозволенность этого.
Имам Ибн Хазм сказал: «Ученые сошлись на том, что полное бритье бороды является уродованием, которое не дозволено!» См. «Маратиб аль-иджма’» (182).
И этот иджма’ от него также передал имам Ибн Муфлих. См. «аль-Фуру’» (1/130).

Волосы на шее к бороде не относятся! Борода в определении шариата — это волосы, растущие на подбородке и на щеках, хотя в отношении волос на щеках были разногласия. Но несмотря на то, что ученые разногласили входят ли волосы на щеках в определение бороды или нет, не известно, чтобы кто-либо из них дозволял брить их, кроме имама Ибн Арафа, чье мнение является отклоненным. См. «Ахкаму-т-тахара» (3/337-340).

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, перечисляя в своей книге «ат-Тибьян» этику поведения читающего (заучивающего) Коран, говорит о нежелательности смотреть на то, что тебя отвлекает. А затем говорит: «И хуже всего этого: это смотреть на запрещенное, как безбородый мужчина и др. Поистине, смотреть на красивого безбородого мужчину без нужды —  запрещено (харам), без разницы, с страстью это происходит или нет, в безопастности от искущения или нет. И это является верным избранным мазхабом у ученых, написал о запрете этого имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, и ученые, число которых не пересчитать, да будет доволен ими Аллах, и доказательством этого является слова Всевышнего: «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры…» (Нур, 30). И это потому, что он (безбородый) в смысле женщины. Напротив, бывает так, что некоторые из них и даже большинство красивее чем большинство женщин. И поэтому он становится из причин, которых нужно опасаться. И становятся доступными пути ведущие к злу с этим безбородым, что не происходит с женщиной, и поэтому запрет смотреть на безбородого более достойный, чем смотреть на женщину«. См. «ат-Тибьян» (стр. 73-74).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Десять природных наклонностей – это подстригание усов, отращивание бороды, чистка зубов мисваком, полоскание носа водой, подстригание ногтей, мытье между пальцами, выщипывание волом из-под мышек, бритье волос на лобке, подмывание ”. Этот хадис передал Муслим. 

Сообщается. что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ангелы неба просят прощения за женщин с локонами и бородатых мужчин, говоря: “Свят Тот, кто украсил мужчин бородами и женщин локонами”». 

Выдуманный (хадис).

Его приводит ад-Дайлями в «Муснад аль-Фирдаус» (3/66) по пути аль-Хакима … от ‘Аиши, как восходящий к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Недостатком этого хадиса является передатчик по имени аль-Хусайн ибн Дауд ибн Му’аз, относительно которого аль-Хатыб (аль-Багъдади) сказал: «Он не был надёжным, ибо он передал рукопись от Язида ибн Харуна, передавшего от Хумайда от Анаса, большинство (хадисов) в которой выдуманные». Затем он привёл от него хадис, который был приведён ранее (в этой книге) под № 808, после чего сказал: «Он выдуманный! Все его передатчики заслуживающие доверия, исключая аль-Хусайна». Также ранее был приведён от него хадис под № 780, и Ибн аль-Джаузи сказал относительно него: «Выдумщик!»

От него же передаётся хадис, который был приведен ранее под № 12.

На эту тему также приводится другой хадис останавливающийся на сподвижнике/маукъуф/ с текстом «Поистине, клятва ангелов неба (состоит из слов): “Клянусь Тем, кто украсил мужчин бородами, а женщин локонами!”» Его приводит Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» (10/387), который после него сказал: «Этот хадис совершенно неприемлемый». 

См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (13/52-53).

Оценка 5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here